Считать надписи, сделанные на памятниках более века назад, искусством или вандализмом и стоит ли их в таком случае сохранять и показывать общественности — вопрос спорный.
Знаете ли вы, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора раньше в большинстве своем были разноцветными? Да, да, мир Древней Греции был вовсе не монохромным, скорее, даже наоборот. Причем цвета для «разукрашивания» скульптур подбирались тщательно: для древних греков цвет представлял собой способ отображения различных атрибутов и символов. Светлые волосы богов — это сила их власти, коричневая кожа воинов и атлетов были знаком добродетели и доблести, а белая кожа юношей выражала благодать и сияние молодости.
Стоит ли напоминать, какой общественный резонанс вызвал желтый Ленин в Кракове? «Вандализм», — в один голос кричали коммунисты, и в этот раз их, на удивление, поддержали все. Ну, практически все, за исключением художников, придумавших эту инсталляцию.
Пару дней назад мне посчастливилось побывать на куполе Исаакиевского собора. Сказать, что я удивилась, обнаружив на стеклах фонаря выцарапанные надписи типа «здесь был Вася» от 1893 года, — ничего не сказать. Смотрители памятника рассказали нам по секрету, что, сколько бы реставрационных работ ни проходило, как-то так получилось, что надпись — на прежнем месте: «Это уже история». И к этому, в общем, добавить нечего. Надпись г-на с неразборчивой фамилией пережила на одной из самых высоких точек Петербурга многое: пару революций, войн и голод.
В год, когда она была выцарапана, умер Петр Ильич Чайковский, на Севере образовали город Новосибирск, а в США началась экономическая депрессия.
И если наложить царапину на все эти события, то выходит, что и сама царапина — своего рода привет от Герострата XVIII века. Считать это вандализмом или нет — вопрос сложный и очень-очень спорный.
Еще пять лет назад все архитекторы и реставраторы сказали бы однозначное «да, считать», сейчас в профессиональном сообществе произошел раскол. В начале апреля этого года в Москве был создан прецедент: на памятнике Дзержинскому, который сейчас находится в московском Музеоне, было решено оставить часть надписей, появившихся там в результате событий 1991 года.
Вечером 22 августа 1991 года после провала ГКЧП памятник был свергнут с постамента на площади Дзержинского под радостные крики собравшихся. В результате мероприятия на нем появились такие надписи, как «Феликсу конец» и «Долой палачей… Спасибо, Боря». Затем памятник был отвезен и брошен неподалеку от нового здания Третьяковской галереи, а позже помещен в парк искусств Музеон.
Вот и получается, что, миновав свою первоначальную идею, памятник стал славить совсем иное — победу русского народа над красными революционерами. И никак иначе. Дзержинский дал для современного искусства своего рода зеленый свет в объединении художника и творца: любой шедевр можно дополнить, правильно выбрав инфоповод. И это, безусловно, стало бы поворотной точкой всей скульптуры XXI века, если бы памятник было решено вернуть на площадь. Однако его оставили прозябать в Музеоне, среди таких же «оригинальностей». Но это уже совсем другая история.
Фото: Ксении Чепига
На днях стало известно о том, что Минрегионразвития будет расформировано, а его функции по экономическому и территориальному планированию и градостроительному зонированию поделят между Минэкономики и Минстроем. Эта весть не могла не всколыхнуть и без того переполненное проблемами петербургское градостроительное сообщество.
Иосиф Лангбард всю жизнь считал себя ленинградским архитектором. Но главным городом, облик которого в значительной степени был сформирован Иосифом Лангбардом, стал Минск. Дом правительства, здание Академии наук и Дом Красной армии — эти здания украшают белорусскую столицу.
С марта 1964 года по сентябрь 1965-го Иосиф Бродский жил в деревне Норенская. На днях стало известно, что сейчас в этой деревне планируют открыть музейно-выставочное пространство «Иосиф Бродский в Норенской». Время, проведенное в деревне, позже Бродский назовет самым счастливым.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Санкт-Петербургский государственный театр комедии им. Н. П. Акимова готовится к открытию юбилейного 85-го сезона. В рамках «Театральных пространств» «Карповка» побывала за кулисами лучшего, по мнению петербуржцев, театра города.
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com